Программа Золотой ключик

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 106 «Светлячок» города Калуги

Принята:
Педагогическим советом
МБДОУ № 106 «Светлячок»
г. Калуги
(протокол № 1 от 29.08.2024)

Утверждена:
приказом МБДОУ № 106
«Светлячок» г. Калуги
от 30.08.2024 № 248/01-14

Программа дополнительного образования
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
(новая редакция)

Автор – разработчик:
Войтенко Светлана Андреевна,
педагог – психолог МБДОУ №106 «Светлячок»

г. Калуга
2024

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Актуальность программы.
ожидаемые результаты

Цель

и

задачи

программы, 3

2.

Содержание разделов образовательной программы и формы
освоения содержания

5

3.
4.

Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение программы

8
9

2

1.

АКТУАЛЬНОСТЬ

ПРОГРАММЫ.

ЦЕЛЬ

И

ЗАДАЧИ

ПРОГРАММЫ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ДОУ театрализованная деятельность является одной из самых
доступных видов искусства для детей. Она даѐт возможность ребѐнку
удовлетворить

любые

его желания и интересы, познакомиться с

окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и
звуковую

культуру

речи.

Театрализованная

деятельность

является

неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий ребѐнка. В театральной деятельности ребенок раскрепощается,
передает

свои

деятельности,

творческие
что

замыслы,

способствует

получает

раскрытию

удовлетворение

личности

ребѐнка,

от
его

индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность
выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние
конфликты. С помощью театрализоанной деятельности происходит духовно
– нравственное воспитание ребѐнка.
Театрализованная

деятельность

позволяет

решить

и

–

задачи,

связанные с:
-

художественным

образованием

духовно

нравтсвенным

воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
-

созданием положительного эмоционального настроя, снятием

напряжѐнности, решением конфликтных ситуаций черех театральную игру.
Цель программы

– создание условий для развития творческого

потенциала личности, творческой самореализации и формирование духовнонравственных ценностей у воспитанников.

3

Задачи:


Воспитывать

устойчивый

интерес

к

театральной

игровой

деятельности;


Приобщать детей к театральной культуре (разные виды театров);



Создать условия для развития творческой активности детей;



Формировать коммуникативные навыки;



Развивать образное творческое воображение, внимание, память,

познавательную активность, речь детей;


Развивать эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль;



Развивать представление о нравственных качествах человека

посредством театрализованной деятельности;


Развивать мелкую моторику через продуктивную деятельность.

Занятия с детьми включают театрализованную деятельность в
различных видах (режиссерские игры, игры-драматизации, импровизации,
развличные виды театров (кукольный, театр на столе, теневой театр и др.),
игры – имитации, инсценировки и спектакли, ролевые диалоги), игры и
упражнения на развитие коммуникаци, воображения, внимания, памяти,
речи, а также продуктивную деятельность в рамках театрализованной
(подготовка реквизита для спектаклей).
Ожидаемые

результаты

реализации

программы:

развитие

творческого потенциала, формирование духовно-нравственных качеств,
развитие

эмоциональной

сферы,

познавательных

процессов

и

коммуникативных навыков у детей.

4

2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ
№
п/
п
1.

Наименовани
е раздела
(Тема)
Грубость,
раздражитель
ность и
плохое
настроение.

2.

3.

Содержание раздела

Формы освоения
содержания

Проирывание темы в театральных этюдах. Обсуждение хода и итогов
разыгрывания с детьми кукольного театра на столе: «Брат и сестра примерные
и скверные», сюжет: «Грубость – вежливость».
Импровизации на ширме на тему: «Хорошее настроение! Когда оно бывает?».
Знакомство с «перчаточной собакой» – главным героем спектакля «Собачья
планета». Изготовление Перчаточной собаки.

Кукольные постановки
с детьми по теме.
Продуктивная
деятельность
(изготовление
Перчаточной Собаки).
Игры и упражнения на
развитие
коммуникации.

Агрессивност
ь

Проигрывание темы с помощью этюдов. Обсуждение хода и итогов
разыгрывания с детьми кукольного театра на столе: «Брат и сестра,
примерные и скверные», сюжет: «Щенок с перебитой лапой».
Начало игры в «Собачью планету»: представление на ширме перчаточных
собак; одна из собак заболела – все пытаются ее обрадовать и развеселить, но
неожиданно появляется Злая колдунья и от ее заклинаний собаки попадают в
болото…

Обидчивость

Проирывание темы с помощью этюдов. Трансформация образа врага
(обидчика): увидеть что-то симпатичное в обидчике, увидеть себя глазами
обидчика («Вживитесь в его образ, влезьте в его шкуру!» – вы же артисты!).

Кукольные постановки
с детьми по теме.
Игровое
моделирование
(участие в спектакле
«Собачья планета»).
Игры и упражнения на
развитие
коммуникации.
Кукольные постановки
с детьми по теме..
Игровое

5

моделирование
(участие в спектакле
«Собачья планета»).
Игры и упражнения на
развитие внимания,
памяти и речи.

4.

Лень

Обсуждение хода и итогов разыгрывания с детьми кукольного театра на столе:
«Брат и сестра примерные и скверные», сюжеты: «Аленушка и Катька строят
дворец из песка, который разрушается от случайного удара мяча», «Петька
обижается на шутку дедушки и пропускает рыбалку».
Продолжение игры в «Собачью планету»: Собаки тонут в болоте…
Появляется Фея, она спасает собак и наделяет «волшебными характерами»:
каждая собака имеет множество достоинств и один маленький недостаток.
Тема лени с помощью этюдов. Обсуждение хода и итогов разыгрывания с
детьми кукольного театра на столе: «Брат и сестра примерные и скверные»,
сюжеты: «Петька отказался убирать игрушки; Иванушка убирал один и нашел
интересный значок», «Катька поленилась рано вставать и не попала в цирк».
Продолжение игры в «Собачью планету»: Первое утро на Собачьей планете.
Собаки просыпаются и идут обследовать планету. Что они увидели?

5.

ГиперЭтюды. Обсуждение хода и итогов разыгрывания с детьми кукольного театра
застенчивость на столе: «Брат и сестра примерные и скверные», сюжет: «Аленушка и Катька
в первый раз пришли в детский сад; Катька застеснялась и стала паясничать»,
«Петька на дне рождения приятеля Иванушки от стеснительности сдернул со
стола скатерть».
Продолжение игры в «Собачью планету»: Фея сообщает собакам тайну:
каждая из них должна совершить подвиг для спасения прекрасного Принца,
которого злые силы превратили в Чудовище. Какой подвиг – пока не известно,
но подвиг должен быть настоящим – на это укажет Волшебный цветок,
который раскроет свои лепестки…
Страх
Трусость и осторожность. Как предупреждать детей об опасности, не
провоцируя возникновение страхов?

Кукольные постановки
с детьми по теме..
Игровое
моделирование
(участие в спектакле
«Собачья планета»).
Игры и упражнения на
развитие самооценки.

6.

Кукольные постановки
с детьми по теме.
Игровое
моделирование
(участие в спектакле
«Собачья планета»).
Рисование на тему
«Собачья планета»

Кукольные постановки
с детьми по теме..

6

Этюды. Обсуждение хода и итогов разыгрывания с детьми кукольного театра
на столе: «Брат и сестра, примерные и скверные», сюжеты: «Катька
испугалась собаки и чуть было не лишилась угощения вкусной клубникой»,
«Петька от страха не мог спать в шалаше…».
Продолжение игры в «Собачью планету»: Стихийное бедствие на Собачьей
планете - наводнение. Собаки спасают свои будки и думают, что это и есть
подвиг…
7.

Ревность и
зависть

Этюды с куклами. Обсуждение хода и итогов разыгрывания с детьми
кукольного театра на столе: «Брат и сестра примерные и скверные», сюжеты:
«День рождения у Аленушки» и «Петька заблудился в лесу».
Продолжение игры в Собачью планету: Собаки спасают во время наводнения
Волшебную Муху и думают, что это подвиг. Но Волшебный цветок только
чуть-чуть приоткрылся… Фея объявляет собакам, что в следующий раз она
сама назначит каждой из них подвиг…

8.

Формировани Разыгрывания с детьми кукольного театра на столе: «Брат и сестра,
е оптимизма
примерные и скверные», сюжет: «Кате и Пете за примерное поведение
родители подарили надувную лодку; все пошли на речку, но хлынул
дождь…».
Завершение игры в Собачью планету: В торжественной обстановке каждая
собака совершает подвиг, о котором просит Фея. После совершения
последнего подвига, распускаются все лепестки Волшебного цветка, и вместо
Чудовища появляется Принц. На Собачьей планете Принц ставит памятник
храброй собаке.

Игровое
моделирование
(участие в спектакле
«Собачья планета»).
Изготовление собачьей
будки из подручных
материалов.
Рисование страхов.
Кукольные постановки
с детьми по теме..
Игровое
моделирование
(участие в спектакле
«Собачья планета»).
Игры и упражнения на
развитие воображения.
Кукольные постановки
с детьми по теме..
Игровое
моделирование
(участие в спектакле
«Собачья планета»).
Игра « Найди
хорошее…»
Дневник добрых дел

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для

реализации

Программы

необходимо

помещение

(комната)

размером 15-20 метров, в котором имеется следующее оборудование:
- стол, стулья, ковѐр;
- ноутбук, колонки;
- ширма;
-набор кукол: папа, мама, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, малыш,
волк, баба Яга, заяц, клоун, «странная кукла»; Катька и Петька, Алѐнушка и
Иванушка, фея, дракон, принц, ведьма, малыш, божья коровка или пчела,
цветок, у которого легко разгибаются лепестки, музыкальная шкатулка и
другой необходимый инвентарь;
- материалы (ткани, иголки, ножницы, нитки, картон, краски и т.д.),
необходимые для самостоятельного изготовления кукол

и реквизита

(Перчаточной собаки, будки для собаки и др.).

8

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
1.

Безруких

М.М.

«Развитие

социальной

уверенности

у

докольников». – М.: Владос, 2002
2.

Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде:

решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для
психологов и педагогов. — М.: МГППУ, 2006.
3.

Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие

дошкольников. – М., 2016.
4.

М.В.Киселева «Арт-терапия в работе с детьми». – С.-П.: Речь,

2016Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. – М., 2004.
5.

Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Лекарство – кукольный театр.

Пьесы для детей. – М.: Никея, 2009.
6.

Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети, куклы и мы. – Рязань: Зѐрна

– Слово, 2014.
7.

Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Улыбка судьбы» и другие пьесы

для постановок и чтения. – Рязань: Зѐрна – Слово, 2016.
8.

Г.Н.Сартан «Тренинг самостоятельности у детей». – М.:

Творческий центр «Сфера», 2009
9.

Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.:

Просвещение, 1995.
10.

Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская «Азбуа общения». -

С.-П.:

ДЕТСТВО – ПРЕСС,2007
11.

Ю.В.Щербакова, С.Г Зубанова «Развивающие игры для детей

дошкольного возраста».- М.: Глобус, 2010.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».