Принята педагогическим советом Утверждена приказом МБДОУ №106 «Светлячок» г. Калуги протокол №1 от 18 августа 2018 года МБДОУ №106 «Светлячок» г.Калуги 232/01-14 от 03.09.2018 года ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ) «Читалочка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Автор-составитель программы: воспитатель С.И.Тарантаева г.Калуга, 2018 год 1 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Содержание дополнительной образовательной программы стр. 3-4 5-7 3. Учебно-тематический план 8-16 6. Список литературы 17 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева «Обучение чтению детей дошкольного возраста» «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский) Современный ритм жизни требует от человека неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма человека остаются неизменными со времён Древнего Рима. Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины, Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией. Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много: На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище; Обогащается словарный запас; Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства); Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием; Раннее чтение влияет на грамотность. Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка. Актуальность данной проблемы и повлияло на разработку программы кружка «Читалочка». 3 Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты...: Закон Российской Федерации «Об образовании». «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10 Цель: обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению. Задачи: 1. Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе. 2. Овладевать техникой складового чтения. 3. Формировать умение «печатать склады и слова» 4. Стимулировать познавательный интерес к чтению. Режим занятий: два раза в неделю в течение 8 месяцев. Срок обучения: 64 занятия Категория участников: дети старшей или подготовительной групп. Ожидаемые результаты: 1. Сформированный навык осознанного чтения. 2. Проявление интереса к чтению, уважение к книге. 4 Содержание программы Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от 6 до 7 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 2 раза в неделю, с группой детей, не превышающей 810 человек, в специально отведённой игровой с использованием таблиц и кубиков Н.А.Зайцева. Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социальнокоммуникативное развитие. Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводиться параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия. Этапы Содержание работы I Работа с кубиками и таблицами по методике Н.А.Зайцева II Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, экскурсии и т.д.) III Слушание, чтение художественных произведений IV Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание букв, слов и т.д.) Продолжительность 10 мин 10мин 5 мин 5 мин Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие. 5 Этапы обучения дошкольников чтению через письмо (по методике Н.А.Зайцева) I этап – установочные занятия. На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «Вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, коммуникативные игры и т.д. На этом этапе методом наблюдения педагог выявляет характерные особенности детей, их умение общаться и взаимодействовать с окружающими. Таблица складов находится в поле зрения детей, но педагог пока не привлекает к ней внимание ребят. Задачи I этапа: 1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях. 2. Знакомство дошкольников с особенностями обучения в группе. 3. Формирование социальной позиции детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе. II этап - запоминание складов. На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь и т.д.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»;про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение. Задачи II этапа: 1. Введение ребёнка в знаковую систему: а) знакомство со складом; б) выделение и показ определённого склада; в) графическое оформление склада; г) классификация складов. 2. Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков. III этап – выход в слово. Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию 6 навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми. Задачи III этапа: 1. Овладение техникой складового чтения: а) «написание» слов по таблице и кубиками; б) выделение ударного склада; в) усвоение правила написания слов с большой буквы; г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева. 2. Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов. 3. Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради. IV этап – выход в предложение. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д. Задачи IV этапа: 1. Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания». 2. Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору. 3. Стимулирование познавательного интереса к чтению. V этап – выход в текст. Алфавит. На данном этапе более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта походит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение текстов на плакатах. Задачи V этапа: 1. Формирование чистоты и выразительности чтения. 2. Стимулирование познавательного интереса к чтению произведений. 3. Увеличение словарного запаса. 4. Формирование знания алфавита, умения называть буквы. 7 Перспективное планирование. Октябрь Занятие 1. Тема: «Название кубиков» стр.60 Содержание: возьми какой хочешь кубик, сначала читается, затем пропевается. Занятие2. Тема: «Как тебя зовут?» стр. 35 Дети по очереди ищут свои кубики, найдя нужные, читают имя, затем кубики переворачивают переставляют. Занятие3. Тема: «Кого вы больше всего любите?» Составление из кубиков слов МА-МА, ПА-ПА, БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА; Пишем указкой по таблице. Занятие 4. Тема: «Какое слово тебе написать?» стр.37 По выбору ребенка, какое он хочет. Пишем указкой по таблице, кубиками. Занятие 5. Тема: «Кто быстрее найдет кубик» Называется любой кубик. Занятие 6. Тема: «Соревнование с кубиками». Кубики разбиваются на 3-4 части, у каждого ребенка свои кубики. Какое слово сейчас составляем: «зебра». Занятие7. Тема: «Пение по таблицам». 8 Песенка про кузнечика, дети держатся за указку и пропевают столбики – снизу вверх любой столбик. Занятие 8. Тема: «Пишу слова с заданным кубиком стр. 43 Возьми какой хочешь кубик, придумай слово с этим кубиком. Ноябрь Занятие 1. Тема: «Чтение названий знакомых сказок» стр.42 Составление по кубикам и чтение по таблицам. Занятие 2. Тема: «Что бы вы хотели покушать?» стр38 Воспитатель говорит какой нужно принести кубик, следить чтобы дети правильно составляли кубики. Занятие 3. Тема: «»Приготовим обед» Дети сами составляют слова, воспитатель помогает следить, чтобы дети писали справа налево. Занятие 4. Тема: «Кто знает что это?» стр.39 Ребёнок учится целиком воспринимать слова, не по кусочкам. Занятие 5. Тема: «Игра «магазин» стр.39 Вместе с детьми воспитатель выкладывает из кубиков названия товаров. Занятие 6. Тема: «Игра «зоопарк» Выкладываем названия зверей, кто пришёл в зоопарк, имена детей. 9 Занятие 7. Тема: «Игра «поезд» стр.41 Поставим паровозик, за ним вагончики из кубиков. Занятие 8. Тема: «Игра по таблицам» стр.41 Кто быстрее найдет заданный слог. Декабрь Занятие 1. Тема: «Игра по таблицам» Дети называют и читают названия по таблицам вместе с воспитателем. Занятие 2. Тема: «»Классификация кубиков «Сардельки и сосиски» стр.63-64 №37,38. Учить различать большие и маленькие кубики, сравнивать по звучанию. Занятие 3. Тема: «Классификация «Братишка и сестренка» стр.65 №39 Учить собирать вместе большие кубики «сестренка» и маленькие «братишка». Занятие 4. Тема: «Озвучивание выбранного склада кубика» стр.60 №33, 34 Учить называть, пропевать склады, поворачивая кубик в руках в определенном порядке. Занятие 5. Тема: «Как тебя зовут» стр.35 №1 Учить выкладывать свои имена на кубиках. Занятие 6. Тема: «Кого вы больше всех любите?» стр.37 №2 10 Учить составлять из кубиков слова: МА-МА, ПА-ПА, БУ-БУШ-КА, ДЕДУШ-КА, БРА-ТИК, СЕСТ-РА. Занятие 7. Тема: «Кто быстрее найдет склад» стр.42 №9, 10 Учить детей работать с таблицами. Занятие 8. Тема: «Кто быстрее найдет кубик» стр.42, №14 Учить находить определенный кубик, составлять слова Январь Занятие 1. Тема: «Что вы хотели покушать?» стр.38, №4 Разнообразить игру «какое слово тебе написать». Учить составлять из кубиков название любимой еды. Занятие 2. Тема: «Приготовим обед» стр.38,39 Учить составлять из кубиков слова –названия первых. Занятие 3. Тема: «Приготовим обед. Работа с таблицами» Закрепление слов по данной теме. Игры «Кто знает, где это?» Занятие 4. Тема: «Магазин «Продукты» Учить выкладывать из кубиков название продуктов: хлеб, масло, молоко и т.д. Занятие 5. Тема: «Магазин «Продукты». Придумывание новых слов: конфеты, пряники, печенье. Чтение знакомых слов по таблицам. 11 Занятие 6. Тема: «Магазин «Овощи». Чтение названий овощей по таблице, составление слов: свекла, огурец, капуста. Занятие 7. Тема: «Магазин «Овощи». Повторение знакомых слов по данной теме, составление слов: свекла, помидор, лук, картошка. Занятие 8. Тема: «Игра «поезд». Учить детей составлять слова – вагончики к паровозику (заданное слово). Повторить составление имен детей, их родных. Февраль Занятие 1. Тема: «Магазин «игрушки». Учить составлять из кубиков слова: кукла, мишка, мяч. Занятие 2. Тема: «Магазин «игрушки». Чтение названий игрушек по таблицам. Придумывание новых слов: пирамида, машина, юла. Занятие 3. Тема: «Пение по таблицам». Учить детей пропевать столбики сверху вниз и наоборот на мотив «В траве сидел кузнечик». Занятие 4. Тема: «Игра «зоопарк». 12 Чтение слова зоопарк по таблице. Составление из кубиков названия животных: тигр, лев, зебра. Занятие 5. Тема: «Игра «зоопарк» Спросить у детей кто пришёл в зоопарк. Самостоятельное чтение по таблицам имен детей, чтение слов: волк, лиса, обезьяна. Занятие 6. Тема: «Написание слов с заданным кубиком» стр.41 №19,42 №14. Учить придумывать слова с заданным кубиком. Составлять из кубиков, читать по таблицам. Занятие 7. Тема: «Во что мы с вами играем?» Учить детей читать названия деревьев, птиц и др. По таблицам вместе с воспитателем. Занятие 8. Тема: «Чтение названий знакомых сказок» стр.42, 11 Учить детей составлять слова: колобок, репка, теремок. Работа с таблицами. Март Занятие 1. Тема: «Написание слов с большими двойными кубиками Ж-Ш» стр.43 Упражнять в составлении слов: жираф, Женя, шея, шина. Выучить ЖИ-ШИ пиши через -и-. Занятие 2. Тема: «Игра «цветы», Что мы подарим маме?». Учить писать указкой по таблице название цветов: роза, астра, мимоза. Повторить составление слов из кубиков. 13 Занятие 3. Тема: «Написание указкой по таблице домашних животных». Слова предлагают сами дети, кто предложит тот получит указку. Занятие 4. Тема: «Игра «одежда». Чтение по таблице слов: брюки, платье, рубашка, пальто. Занятие 5. Тема: «Игра «мебель». Учить детей читать по таблицам слова: кровать, шкаф, стол, стул, кресло. Составление слов по кубикам. Занятие 6. Тема: «Написание слов с двойными кубиками Ц-Ч-Щ». Чтение указкой по таблице слов: чашка, цепь, щука, роща. Составление слов из кубиков. Занятие 7. Тема: «Игра «Живое слово» стр.41 №10 Учить детей разбиваться на группы по словесному указанию названия кубика. Учить находить среди всех данных. Занятие 8. Тема: «Работа с таблицами, чтение знакомых слов с кубиками Ш-Ж-Ч-Щ-Ц. Учить детей ориентироваться по таблице. Апрель Занятие 1. Тема: «Игра «нажми на кубик». Закрепить знания детьми граней кубиков больших и маленьких. Занятие 2. 14 Тема: «Кто быстрее напишет слово из 2-х кубиков». Учить составлять короткие слова: лук, мак, дом, каша и др. Занятие 3. Тема: «Кто быстрее составит слово из 3-х кубиков». Учить придумывать и составлять слова: кукла, мишка. Звери. Занятие 4. Тема: «Из 2х,3х кубиков составь любое слово». Самостоятельная работа детей, чтение по таблице. Занятие 5. Тема: «Игра «насекомые». Учить составлять из кубиков слова: комар, муха, жук. Чтение по таблицам. Занятие 6. Тема: «Игра – соревнование «кто быстрее озвучит кубик». Выяснить, кто из детей сумеет больше прочитать названий складов на кубиках. Занятие 7. Тема: «Командная игра со словами из 2-х кубиков стр.45 № 19, из 3х кубиков стр.46 №20» Учить составлять слова из кубиков. Учить выбирать кубики на столе из общей массы: мимоза-сирень, волк-заяц и т.д. Занятие 8. Тема: «Какое слово я задумала?» стр.46 № 21. Например, есть такая птичка, состоит из кубиков название граней: во-ро-на. Май Занятие 1. Тема: «Игра «волшебник» стр.47 № 22,23. 15 Познакомить с правилами игры, учить превращать одно слово в другое кошка-тигр. Занятие 2. Тема: «Составление слов из 4х, 5ти кубиков». Учить составлять длинные слова, читать их по таблицам: самолет, пароход, виноград. Занятие 3. Тема: «Игра «волшебник» стр.47 № 22,23. Познакомить с правилами игры, учить превращать одно слово в другое кошка-тигр. Занятие 4. Тема: «Составление слов из 4х, 5ти кубиков». Учить составлять длинные слова, читать их по таблицам: самолет, пароход, виноград. Занятие 5. Тема: «Самостоятельное чтение слов стр.70 №48». Учить по первому кубику: угадывать слово, читать его, составлять из кубиков. Занятие 6. Тема: «Отгадай загадку» стр.77 № 50 Учить детей выкладывать отгадку из кубиков. Занятие7. Тема: «Самостоятельное чтение предложений». Упражнять детей в осознонном чтении, с пересказом прочитанного. Занятие 8. Тема: «Самостоятельное чтение четверостиший». Упражнять детей в беглом чтении. 16 Литература Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012. Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012. Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997. Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012. Андриевская З.Н. Уроки для родителей. – М.: Аркти, 2005. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии по комплексному развитию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005. 17