дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Читалочка_

Принята
педагогическим советом

Утверждена
приказом

МБДОУ №106 «Светлячок» г. Калуги
протокол №1 от 18 августа 2018 года

МБДОУ №106 «Светлячок» г.Калуги
232/01-14 от 03.09.2018 года

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ)
«Читалочка»
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Автор-составитель программы:
воспитатель
С.И.Тарантаева

г.Калуга, 2018 год

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка
2. Содержание дополнительной образовательной программы

стр.
3-4
5-7

3. Учебно-тематический план

8-16

6. Список литературы

17

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева
«Обучение чтению детей дошкольного возраста»
«Чтение – это один из истоков мышления
и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)
Современный ритм жизни требует от человека неизмеримо больше, чем
раньше, а функциональные возможности организма человека остаются
неизменными со времён Древнего Рима.
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше
время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского «только - то
обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и
ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины,
Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз
своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие
способностей ребёнка в раннем возрасте.
Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к
познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой
деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием
речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых
навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и
развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения
знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых
способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения
формируются не только как важнейший вид речевой и умственной
деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как
сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это
и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение
будущей профессией.
Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
 На
раннем этапе улучшается произношение – постоянное
проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка
становится чище;
 Обогащается словарный запас;
 Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к
мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный
навык, который хорошо бы выработать с детства);
 Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим
удовольствием;
 Раннее чтение влияет на грамотность.
 Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте,
благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной
деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.
Актуальность данной проблемы и повлияло на разработку программы
кружка «Читалочка».
3

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами, регламентирующими задачи, содержание и формы
организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты...:
 Закон Российской Федерации «Об образовании».
 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10
Цель:
обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному
чтению.
Задачи:
1. Формировать социальную
позицию детей и восприятие ими
сверстников на положительной эмоциональной основе.
2. Овладевать техникой складового чтения.
3. Формировать умение «печатать склады и слова»
4. Стимулировать познавательный интерес к чтению.
Режим занятий: два раза в неделю в течение 8 месяцев.
Срок обучения: 64 занятия
Категория участников: дети старшей или подготовительной групп.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированный навык осознанного чтения.
2. Проявление интереса к чтению, уважение к книге.

4

Содержание программы
Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от 6
до 7 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике
Н.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и
взрослого, проводятся 2 раза в неделю, с группой детей, не превышающей 810 человек, в специально отведённой игровой с использованием таблиц и
кубиков Н.А.Зайцева. Курс связан с несколькими направлениями
образовательной деятельности: познавательное, речевое и социальнокоммуникативное развитие.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от
содержания занятий и форм организации образовательного процесса на
различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых
занятиях работа с кубиками и таблицами может проводиться параллельно с
изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При
дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или
групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка
чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени
на определённых этапах занятия.
Этапы
Содержание работы
I
Работа с кубиками и таблицами по методике
Н.А.Зайцева
II
Ознакомление с окружающим миром (беседа,
игра, экскурсии и т.д.)
III
Слушание,
чтение
художественных
произведений
IV
Развитие мелкой моторики (раскрашивание,
штриховка, печатание букв, слов и т.д.)

Продолжительность
10 мин
10мин
5 мин
5 мин

Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является
игра. По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный
процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом
ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе.
Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение
превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.

5

Этапы обучения дошкольников чтению через письмо
(по методике Н.А.Зайцева)
I этап – установочные занятия.
На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы,
особенностями обучения. Происходит так называемое «Вживание» в новую
роль, в новые условия. Основными формами организации детской
деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом,
коммуникативные игры и т.д. На этом этапе методом наблюдения педагог
выявляет характерные особенности детей, их умение общаться и
взаимодействовать с окружающими. Таблица складов находится в поле
зрения детей, но педагог пока не привлекает к ней внимание ребят.
Задачи I этапа:
1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.
2. Знакомство дошкольников с особенностями обучения в группе.
3. Формирование социальной позиции детей и восприятия ими
сверстников на положительной эмоциональной основе.
II этап - запоминание складов.
На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не
заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми,
мь и т.д.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше
уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и
групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые
песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке,
который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на
каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ,
МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»;про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ,
ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес,
развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
Задачи II этапа:
1. Введение ребёнка в знаковую систему:
а) знакомство со складом;
б) выделение и показ определённого склада;
в) графическое оформление склада;
г) классификация складов.
2. Развитие
артикуляции,
дикции,
формирование
правильного
произношения звуков.
III этап – выход в слово.
Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как
каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям
психологических функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети
овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию
6

навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер.
На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными
буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами
организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в
парах и индивидуальная работа с детьми.
Задачи III этапа:
1. Овладение техникой складового чтения:
а) «написание» слов по таблице и кубиками;
б) выделение ударного склада;
в) усвоение правила написания слов с большой буквы;
г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.
2. Осознание детьми различий между написанием и произношением
некоторых слов.
3. Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради,
ориентироваться на странице тетради.
IV этап – выход в предложение.
Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка
индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать»
сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие
по методике Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из
кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы.
Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем
этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками.
Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и
т.д.
Задачи IV этапа:
1. Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».
2. Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.
3. Стимулирование познавательного интереса к чтению.
V этап – выход в текст. Алфавит.
На данном этапе более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки
из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного
шрифта походит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения
навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит
дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная
работа, хоровое чтение текстов на плакатах.
Задачи V этапа:
1. Формирование чистоты и выразительности чтения.
2. Стимулирование познавательного интереса к чтению произведений.
3. Увеличение словарного запаса.
4. Формирование знания алфавита, умения называть буквы.

7

Перспективное планирование.
Октябрь
Занятие 1.
Тема: «Название кубиков» стр.60
Содержание: возьми какой хочешь кубик, сначала читается, затем
пропевается.
Занятие2.
Тема: «Как тебя зовут?» стр. 35
Дети по очереди ищут свои кубики, найдя нужные, читают имя, затем кубики
переворачивают переставляют.
Занятие3.
Тема: «Кого вы больше всего любите?»
Составление из кубиков слов МА-МА, ПА-ПА, БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА;
Пишем указкой по таблице.
Занятие 4.
Тема: «Какое слово тебе написать?» стр.37
По выбору ребенка, какое он хочет. Пишем указкой по таблице, кубиками.
Занятие 5.
Тема: «Кто быстрее найдет кубик»
Называется любой кубик.
Занятие 6.
Тема: «Соревнование с кубиками».
Кубики разбиваются на 3-4 части, у каждого ребенка свои кубики. Какое
слово сейчас составляем: «зебра».
Занятие7.
Тема: «Пение по таблицам».
8

Песенка про кузнечика, дети держатся за указку и пропевают столбики –
снизу вверх любой столбик.
Занятие 8.
Тема: «Пишу слова с заданным кубиком стр. 43
Возьми какой хочешь кубик, придумай слово с этим кубиком.
Ноябрь
Занятие 1.
Тема: «Чтение названий знакомых сказок» стр.42
Составление по кубикам и чтение по таблицам.
Занятие 2.
Тема: «Что бы вы хотели покушать?» стр38
Воспитатель говорит какой нужно принести кубик, следить чтобы дети
правильно составляли кубики.
Занятие 3.
Тема: «»Приготовим обед»
Дети сами составляют слова, воспитатель помогает следить, чтобы дети
писали справа налево.
Занятие 4.
Тема: «Кто знает что это?» стр.39
Ребёнок учится целиком воспринимать слова, не по кусочкам.
Занятие 5.
Тема: «Игра «магазин» стр.39
Вместе с детьми воспитатель выкладывает из кубиков названия товаров.
Занятие 6.
Тема: «Игра «зоопарк»
Выкладываем названия зверей, кто пришёл в зоопарк, имена детей.
9

Занятие 7.
Тема: «Игра «поезд» стр.41
Поставим паровозик, за ним вагончики из кубиков.
Занятие 8.
Тема: «Игра по таблицам» стр.41
Кто быстрее найдет заданный слог.
Декабрь
Занятие 1.
Тема: «Игра по таблицам»
Дети называют и читают названия по таблицам вместе с воспитателем.
Занятие 2.
Тема: «»Классификация кубиков «Сардельки и сосиски» стр.63-64 №37,38.
Учить различать большие и маленькие кубики, сравнивать по звучанию.
Занятие 3.
Тема: «Классификация «Братишка и сестренка» стр.65 №39
Учить собирать вместе большие кубики «сестренка» и маленькие
«братишка».
Занятие 4.
Тема: «Озвучивание выбранного склада кубика» стр.60 №33, 34
Учить называть, пропевать склады, поворачивая кубик в руках в
определенном порядке.
Занятие 5.
Тема: «Как тебя зовут» стр.35 №1
Учить выкладывать свои имена на кубиках.
Занятие 6.
Тема: «Кого вы больше всех любите?» стр.37 №2
10

Учить составлять из кубиков слова: МА-МА, ПА-ПА, БУ-БУШ-КА, ДЕДУШ-КА, БРА-ТИК, СЕСТ-РА.
Занятие 7.
Тема: «Кто быстрее найдет склад» стр.42 №9, 10
Учить детей работать с таблицами.
Занятие 8.
Тема: «Кто быстрее найдет кубик» стр.42, №14
Учить находить определенный кубик, составлять слова
Январь
Занятие 1.
Тема: «Что вы хотели покушать?» стр.38, №4
Разнообразить игру «какое слово тебе написать». Учить составлять из
кубиков название любимой еды.
Занятие 2.
Тема: «Приготовим обед» стр.38,39
Учить составлять из кубиков слова –названия первых.
Занятие 3.
Тема: «Приготовим обед. Работа с таблицами»
Закрепление слов по данной теме. Игры «Кто знает, где это?»
Занятие 4.
Тема: «Магазин «Продукты»
Учить выкладывать из кубиков название продуктов: хлеб, масло, молоко и
т.д.
Занятие 5.
Тема: «Магазин «Продукты».
Придумывание новых слов: конфеты, пряники, печенье. Чтение знакомых
слов по таблицам.
11

Занятие 6.
Тема: «Магазин «Овощи».
Чтение названий овощей по таблице, составление слов: свекла, огурец,
капуста.
Занятие 7.
Тема: «Магазин «Овощи».
Повторение знакомых слов по данной теме, составление слов: свекла,
помидор, лук, картошка.
Занятие 8.
Тема: «Игра «поезд».
Учить детей составлять слова – вагончики к паровозику (заданное слово).
Повторить составление имен детей, их родных.
Февраль
Занятие 1.
Тема: «Магазин «игрушки».
Учить составлять из кубиков слова: кукла, мишка, мяч.
Занятие 2.
Тема: «Магазин «игрушки».
Чтение названий игрушек по таблицам. Придумывание новых слов:
пирамида, машина, юла.
Занятие 3.
Тема: «Пение по таблицам».
Учить детей пропевать столбики сверху вниз и наоборот на мотив «В траве
сидел кузнечик».
Занятие 4.
Тема: «Игра «зоопарк».

12

Чтение слова зоопарк по таблице. Составление из кубиков названия
животных: тигр, лев, зебра.
Занятие 5.
Тема: «Игра «зоопарк»
Спросить у детей кто пришёл в зоопарк. Самостоятельное чтение по
таблицам имен детей, чтение слов: волк, лиса, обезьяна.
Занятие 6.
Тема: «Написание слов с заданным кубиком» стр.41 №19,42 №14.
Учить придумывать слова с заданным кубиком. Составлять из кубиков,
читать по таблицам.
Занятие 7.
Тема: «Во что мы с вами играем?»
Учить детей читать названия деревьев, птиц и др. По таблицам вместе с
воспитателем.
Занятие 8.
Тема: «Чтение названий знакомых сказок» стр.42, 11
Учить детей составлять слова: колобок, репка, теремок.
Работа с таблицами.
Март
Занятие 1.
Тема: «Написание слов с большими двойными кубиками Ж-Ш» стр.43
Упражнять в составлении слов: жираф, Женя, шея, шина. Выучить ЖИ-ШИ
пиши через -и-.
Занятие 2.
Тема: «Игра «цветы», Что мы подарим маме?».
Учить писать указкой по таблице название цветов: роза, астра, мимоза.
Повторить составление слов из кубиков.
13

Занятие 3.
Тема: «Написание указкой по таблице домашних животных».
Слова предлагают сами дети, кто предложит тот получит указку.
Занятие 4.
Тема: «Игра «одежда».
Чтение по таблице слов: брюки, платье, рубашка, пальто.
Занятие 5.
Тема: «Игра «мебель».
Учить детей читать по таблицам слова: кровать, шкаф, стол, стул, кресло.
Составление слов по кубикам.
Занятие 6.
Тема: «Написание слов с двойными кубиками Ц-Ч-Щ».
Чтение указкой по таблице слов: чашка, цепь, щука, роща. Составление слов
из кубиков.
Занятие 7.
Тема: «Игра «Живое слово» стр.41 №10
Учить детей разбиваться на группы по словесному указанию названия
кубика. Учить находить среди всех данных.
Занятие 8.
Тема: «Работа с таблицами, чтение знакомых слов с кубиками Ш-Ж-Ч-Щ-Ц.
Учить детей ориентироваться по таблице.
Апрель
Занятие 1.
Тема: «Игра «нажми на кубик».
Закрепить знания детьми граней кубиков больших и маленьких.
Занятие 2.
14

Тема: «Кто быстрее напишет слово из 2-х кубиков».
Учить составлять короткие слова: лук, мак, дом, каша и др.
Занятие 3.
Тема: «Кто быстрее составит слово из 3-х кубиков».
Учить придумывать и составлять слова: кукла, мишка. Звери.
Занятие 4.
Тема: «Из 2х,3х кубиков составь любое слово».
Самостоятельная работа детей, чтение по таблице.
Занятие 5.
Тема: «Игра «насекомые».
Учить составлять из кубиков слова: комар, муха, жук. Чтение по таблицам.
Занятие 6.
Тема: «Игра – соревнование «кто быстрее озвучит кубик».
Выяснить, кто из детей сумеет больше прочитать названий складов на
кубиках.
Занятие 7.
Тема: «Командная игра со словами из 2-х кубиков стр.45 № 19, из 3х
кубиков стр.46 №20»
Учить составлять слова из кубиков. Учить выбирать кубики на столе из
общей массы: мимоза-сирень, волк-заяц и т.д.
Занятие 8.
Тема: «Какое слово я задумала?» стр.46 № 21.
Например, есть такая птичка, состоит из кубиков название граней: во-ро-на.
Май
Занятие 1.
Тема: «Игра «волшебник» стр.47 № 22,23.
15

Познакомить с правилами игры, учить превращать одно слово в другое
кошка-тигр.
Занятие 2.
Тема: «Составление слов из 4х, 5ти кубиков».
Учить составлять длинные слова, читать их по таблицам: самолет, пароход,
виноград.
Занятие 3.
Тема: «Игра «волшебник» стр.47 № 22,23.
Познакомить с правилами игры, учить превращать одно слово в другое
кошка-тигр.
Занятие 4.
Тема: «Составление слов из 4х, 5ти кубиков».
Учить составлять длинные слова, читать их по таблицам: самолет, пароход,
виноград.
Занятие 5.
Тема: «Самостоятельное чтение слов стр.70 №48».
Учить по первому кубику: угадывать слово, читать его, составлять из
кубиков.
Занятие 6.
Тема: «Отгадай загадку» стр.77 № 50
Учить детей выкладывать отгадку из кубиков.
Занятие7.
Тема: «Самостоятельное чтение предложений».
Упражнять детей в осознонном чтении, с пересказом прочитанного.
Занятие 8.
Тема: «Самостоятельное чтение четверостиший».
Упражнять детей в беглом чтении.
16

Литература
Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО
«Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики
Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики
Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.
Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики
Н.Зайцева», 2012.
Андриевская З.Н. Уроки для родителей. – М.: Аркти, 2005.
Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии по комплексному развитию
дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».